РУССКАЯ МОЗАИКА

Сегодня многие пытаются работать в технике русской мозаики, изготавливая бижутерию, сувениры, а порой и более крупные предметы или даже фрагменты отделки интерьера. Однако подлинная техника русской мозаики очень сложна. Только специалисты высочайшей квалификации бережно хранят секреты мастерства.

Русская мозаика – это уникальная техника сочетания небольших, не более пяти квадратных сантиметров, пластин малахита, которые в своей совокупности складываются в причудливый узор естественной структуры редкого камня. Подлинное мастерство – составить сотни мелких элементов так, чтобы создавалось впечатление единства фактуры материала.

Безусловно, лучшим примером работы в технике русской мозаики является Малахитовая гостиная в Эрмитаже, созданная волей Екатерины Великой по эскизам Александра Брюллова.

Современная технология русской мозаики в большинстве случаев основывается на применении полиэфирной мастики. Но очень скоро пористый камень от этого желтеет и теряет свое очарование. Более того, если фрагменты подобраны друг к другу не точно, то зазоры между ними заполняются мастикой, с замешанной в ней малахитовой крошкой. В этом случае небрежность и незнание технологии становятся очевидными еще скорее.

Исторически мастера техники создания русской мозаики использовали воско-канифольную основу. Помимо того, что она дает эффект бесшовного перехода, есть у нее и еще одно достоинство. Если элемент малахитового декора будет поврежден, то основу можно будет нагреть и аккуратно разобрать детали, чтобы не нарушить переходов рисунка камня. Такой ремонт будет незаметен в отличие от «заплат», которые ставят на расколотый монолит полиэфирной основы. В нашей работе мы используем только подлинную историческую технологию.

Техника русской мозаики – это долгая работа, требующая высочайшей квалификации мастера. Но малахитовый декор дорог не только поэтому. Малахит – дорогой камень. В среднем размер камней редко превышает веса 400 грамм, отдельные экземпляры могут достигать 2 килограмм, основная же масса – небольшие камни размером с гусиное яйцо. Каждый такой камень распиливается на тонкие, по 4-5 миллиметров пластины, которые и становятся бесценной столешницей или декором каминов, поражающими глубиной цвета, фактурой и неповторимым рисунком, созданным самой природой.

Сегодня на рынке есть искусственный малахит, который несколько дешевле натурального. Но он отличается от настоящего примерно так же, как фианит от бриллианта – для сувениров он, может быть, и годится, но никак не для отделки дворцовых интерьеров.

В технике русской мозаики работают также с лазуритом. Этот камень тоже достаточно редок и дорог, но он добывается в больших количествах, чем малахит.

Element
Element Element
Element
Element