Деталь камина. Камины Петербурга
ElementElementElementElementElementElementElementElement
ElementElement
Element Element

МОДЕРН

Посмотреть камины в данном стиле

(франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства XIX-XX вв., главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия. Хронологические рамки искусства Модерна очень узки – 1886-1914 гг. Модерн – это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX веков имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», т.к. новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека.

Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна». Неоготика была одним из важных стилевых течений искусства Модерна. Идеалы Модерна отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное. Среди основных течений искусства Модерна обычно выделяют:

  • флореальное, или «Ар Нуво»;
  • неоромантическое (национально-романтическое);
  • рациональное, или геометрическое;
  • «неопластицизм», или «органическую» архитектуру;
  • неоклассицизм.

В Австрии Модерн называли «сецессион». Основателями венского Сецессиона были живописец Г.Климт и архитектор О.Вагнер.

В Германии «новый стиль» назывался «югендштиль» - от имени журнала “Jugend”, вокруг которого группировались прогрессивно мыслящие художники.

В Италии за Модерном утвердилось название «либерти» (“Liberty”) по имени владельца английской фирмы, насаждавшей в стране «новый стиль».

Во Франции стиль Модерн именовался Ар Нуво.

Основной девиз нового стиля «Назад к природе» провозгласил бельгийский художник, а затем архитектор А. Ван де Велде. На бельгийский и венский модерн сильное влияние оказало как восточное, японское искусство, так и новое, рациональное и конструктивное искусство шотландцев, в частности Ч. Макинтоша. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша даже яркий «флореалист» В. Орта сказал: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».

Стилистически многообразно романтическое мышление проявилось в русском модерне. Гениальным архитектором московского модерна был Ф.Шехтель. Наиболее ярким представителем романтики Модерна в живописи был М. Врубель (1893 г. – особняк З. Морозовой в Москве). В этом удивительном здании лестница выполнена в романтической стилизации под формы Готики, парадный зал – в формах Ампира, а гостиная – в стиле Рококо (уже четвертого по счету). Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Декоративные росписи и витраж Врубеля в особняке Морозовой искусно стилизованы под средневековье.

Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявлялось в необычайно ярком явлении культуры “fin de siècle” – знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже.

Общие тенденции искусства Модерна сближали столь разных художников как О. Вагнер и Ф. Шехтель, Г. Климт и М. Врубель, А. Ван де Велде и Л. Бакст. Их соединяло настойчивое стремление к экстетизации отдельных приемов. Вот почему, наряду с термином «период Модерна» возможно использование понятия «стиль Модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран.

Особое место в искусстве Модерна занимал символизм. Наиболее фантастические формы символизм Модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста А. Гауди.

Накануне первой мировой войны, искусство Модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «оргагенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Возникло течение «модерн-классицизм», или модернизованная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном».

Одновременно появились еще более радикальные течения неоклассицизма и конструктивизма, окончательно противопоставившие себя идеалам раннего Ар Нуво. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский.

Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства. Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна.

Стиль Ар Нуво

(франц. “L’Art Nouveau” – «Новое искусство») – французское название «стиля модерн». Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах бельгийского журнала «Современное искусство» (“L’Art Moderne”). В 1894 г. термин «Ар Нуво» использовал А. Ван де Велде. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин “Maison de L’Art Nouveau”, где демонстрировались произведения китайского и японского искусства, а также работы художников А. Ван де Велде, Э. Галле, Э. Грассе, Р. Лалика, О. Родена, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, Л.К. Тиффани, выполненные в «новом стиле». Однако в более узком смысле слова термином «Ар Нуво» часто пользуются для обозначения лишь одного из течений искусства Модерна: декоративно-орнаментального, или «флореального». Оно зародилось в Бельгии при активном участии А. Ван де Велде и В. Орта, но наиболее ярко проявилось во Франции под воздействием живописи французских постимпрессионистов и моды на японское искусство.

Характерно, что предшественниками «стиля Ар Нуво», легко узнающегося по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным, «перетекающим» формам, в определенной степени были англичане: поэт символист и художник У. Блейк, английские прерафаэлиты; активисты «Эстетического движения», возглавляемого О. Уайльдом. Независимо от англичан французские живописцы и графики: А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, Ш. Сера, М. Дени и «набиды», усвоившие уроки японской гравюры, стали придавать новое орнаментальное значение изогнутым линиям и музыкальным контурам. Это и было воспринято декоративным искусством в лице А. Ван де Велде, Орта и Гимара, создавшего свои «биоподобные» формы. Французские архитекторы придали этим формам значение, выходящее за рамки стилизации растений, и создали концепцию «перетекающего пространства», объединяющего функцию, конструкцию и форму, что и стало рождением «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво была «школа Нанси» во главе с Э. Галле и братьями Даум. Стиль «Ар Нуво», прежде всего в его бельгийском и французском варианте, настолько фантастичен, причудлив, иррационален, даже мистичен, что его можно считать одним из ярчайших проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв.

Element
Element